Сертификат соответствия стандартам ЕВРО 4 и ЕВРО 5
На большей части транспортных средств установлены 4-х тактные двигатели (впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск). На втором такте (выполняется сжатие) поршень начинает производить сжиматие смеси топлива и воздуха в камере внутреннего сгорания до розжига искрой от свечи. Уровень компрессии смеси принято называть коэффициентом сжатия мотора. Бензиновые моторы могут обладать коэффициентом сжатия 8 к1.
Сертификат соответствия топлива стандартам Евро-4 и Евро-5 является уже почти массовым ограничением для всех автомобилей. Особенно высокотехнологичные машины, заправляющиеся топливом Евро-5 высоко чувствительны к качеству бензина и их владельцы весьма требовательны к соответствию стандартам.
Октановое число говорит, насколько имеется возможность сжать топливо до наступления момента воспламенения. Когда воспламеняется бензиновая смесь не посредством искры, а самопроизвольно по причине сжатия, осуществляется детонация, которая может приводить к довольно серьезным поломкам мотора, по этой причине с ней следует бороться. Октановым числом является количественная характеристика сопротивления к детонации двигательного топлива. Значение на шкале октановых чисел от нуля (детонационная устойчивости н-гептана) до ста (детонационная устойчивости изооктана). Устойчивость к детонации этого топлива характеризуется свойством эквивалентной смеси изооктана с так называемым н-гептаном. Чем выше будет октановое число того или иного топлива, тем больше оно будет стойким к детонации. Одним из вариантов повышения мощности мотора без изменения его объема является повышение коэффициента сжатия, а это потребует топлива со значительным октановым числом. Однако чем выше данное число, тем дорогостоящим будет топливо.
В период первой мировой войны выявили, что можно в значительной степени повысить данное число бензина при помощи добавления тетраэтилсвинца (TEL). Это разрешило применять более дешевые разновидности топлива с добавками TEL. С этого момента появилось понятие «свинцовый» или «этиловый» бензин. Тем не менее, такое топливо обладает своими недостатками. Основным из которых является то, что тетраэтилсвинец ядовит, в свою очередь выхлопы мотора становятся достаточно ядовитыми. Свинец начинает забивать катализатор и приводит его в непригодность для применения в течение минут. Когда свинец стали запрещать к применению в автомобильном топливе, оно сразу стало дороже в стоимости, так как нефтепереработка не могла более наращивать октановое число дешевых сортов топлива.
На данный момент самолетам разрешено применять тетраэтилсвинец, так как авиадвигатели применяют керосин с октановым числом более ста. Идут работы над авиационным топливом без применения свинцовых добавок.