Согласно законодательству, вся спиртосодержащая продукция (за небольшими исключениями) должна лицензироваться, а с недавних пор и регистрироваться в ЕГАИС – государственной автоматизированной информационной системе. По сути, это разветвлённая база данных, в которую поступают сведения от производителей, импортёров и дистрибьюторов продукции о всех этапах её оборота. Информация зашифрована в коде, находящемся на акцизной марке, и включает в себя сведения о марке, изготовителе, крепости, составе, объёме тары, дате производства или ввоза в страну каждой единицы товара.
Автоматизация торговли в современном бизнесе подразумевает, в том числе, оснащение электронно-цифровой подписью, крипто-ключом, программным модулем и ПО для работы в ЕГАИС любой торговой точки, где осуществляется закупка и реализация спиртного (последнее не касается индивидуальных предпринимателей, торгующих слабоалкогольными напитками).
убрать с рынка поддельный алкоголь, опасный для жизни и здоровья потребителя,
наладить полный контроль за оборотом и уплатой налогов соответственно всеми участниками процесса.
Продажа без установки необходимого оборудования, нарушения порядка подачи данных караются штрафами для руководителя организации до 15 тысяч рублей, а для юридического лица – от 150 до 200 тысяч рублей. К тому же технология выстроена таким образом, что без подключения к базе реализация спиртного будет попросту невозможна физически. На оборудование ЕГАИС цена в Тольятти не так высока, чтобы рисковать успешностью бизнеса.
Работа в системе начинается при получении партии товара. Кладовщик по результатам проверки численности бутылок и сохранности акцизов подписывает накладную и передаёт сведения в ЕГАИС, либо отклоняет документ или оформляет акт расхождений. Далее информация должна сканироваться со штрих-кода и поступить в кассовую программу.
На кассе покупатель отдаёт кассиру бутылку, тот сканирует обычный двумерный код, и система опознаёт товар как алкоголь, требует сканирования кода с акциза. ПО кассы создаёт xml-файл, он уходит через приложение УТП в зашифрованном с помощью ключа виде на сервер Росалкогольрегулирования. Там проверяется подлинность продукции, и при удовлетворительном результате обратно на кассу уходит квитанция с цифровой подписью торговой точки и с QR-кодом. После чего чек можно закрывать и продавать товар. Если же система «видит» контрафакт при сканировании, она не даст совершиться продаже.
Покупатель получает, помимо чека, QR-код (рассчитанный на прочтение смартфоном) и ссылку на сервис РАР, где может уточнить характеристики покупки.